Даты есть разные. Есть самые обычные и заурядные, ничем не примечательные. Есть такие, которые празднуют с шумным весельем, застольями и песнями. А есть даты особые. Такие, которых нельзя охарактеризовать одним словом или даже фразой. Такие, на которые не хватит и целой тетради, и даже книгу напиши – всё равно всё мало и всё неполно, не приоткрывая и десятой доли того смысла, что будоражит сердце каждого, не оставляя равнодушных. Слова лишь сотрясают воздух, оставляя после себя ощущение недосказанности. Лишь во взгляде всё видно – во взгляде тех, кого уже осталось на Земле не так много.

Я о Победе. Да – о Победе братских народов над самым ужасным и совершенным злом из когда-либо существовавших. Над эпидемией насилия и ненависти под названием нацизм, превращавшей людей в беспощадных убийц, отвергнувших человеческое. Об этой Победе написано много. Тысячи книг, тысячи фильмов, им нет числа. Казалось бы, всё, что можно сказать об этой главе мировой истории, уже сказано стократно, и мои слова не принесут ничего нового. Тема исчерпана, все всё знают, все смотрели кино – художественное и документальное. Глава закончена, история пишет новую. Не о чем спорить, нечего обсуждать.

Вот только чувство не покидает, что глава эта ещё пишется, и чернила судьбы проливаются уродливыми кляксами, похожими на капли крови.

Человек – существо отходчивое. Он не может всё время переживать что-то остро. Время лечит, чувства притупляются. И вот уже появилось на свет несколько поколений, знающих о Войне лишь со слов. А живых участников всё меньше, их силы всё слабее. Не далёк тот день… Люди смертны, они стареют и умирают, завещая будущее молодым и дерзким, полных сил и энергии. И вот уже внуки рождают своих детей, они приносят им уже их внуков. Жизнь продолжается. А память? Будут ли дети детей и внуки внуков помнить, да переживать, да чувствовать сердцем то и так, как это чувствовали люди ушедшей эпохи? Будут ли они жить, осознавая всю ношу этого великого наследия, всю силу и полноту той Правды? Понесут ли они с собой в жизнь то чувство фронтового братства их предков, что давало им силы даже в самые тяжёлые минуты? Того братства, которое было сильнее смерти, которое явило собой силу Жизни, созидания, и стало огнём небесным, испепеляющим нацистское зло?

Понимают ли они вообще, что это такое?

Будут ли понимать ИХ дети?

Тяжело судить обо всех, особенно если ты не бог и даже не ясновидец. Я не в силах заглянут в чужой разум, не в силах заглянуть в чужое сердце. Остался ли в них тот небесный огонь, или же есть только несколько едва тлеющих, затухающих угольков. Быть может – они уже не в силах разгореться, чтобы сжечь ту кучу мусора, глубоко под которой они погребены? Или ещё не угас огонёк, что ведёт путеводной звездой, главный маяк в этом жестоком житейском море?

Надежда не оставляет меня. Иначе, если бы она меня оставила, то жить бы мне было бы незачем, а тем более писать эти строки. В этом не было бы смысла, ибо зачем бросать жемчуг перед свиньями. Какой смысл петь для глухих? Поют всегда для слышащих.

История не закончилась, и страница, написанная 9 мая 1945 года, была не последней. Тогда всё казалось очевидным, ибо урок был вырезан железом по живой плоти. Мир умылся кровью, все народы Земли познали великую скорбь. Слёзы смыли скверу с их лиц. Но стало ли это концом зла – или всего лишь его эволюцией?

Победа не принесла в мир вечного мира. Она не исцелила его от ненависти и жестокости, от нетерпимости, алчности. Не стала лекарством и от войн. Люди так и не выбросили оружие на свалку. Не ушёл в небытие и фашизм. Лишённый своей силы, загнанный в подполье, он всё равно продолжает будоражить умы людей – слабых духом, не крепких разумом, не знающих истории, или же просто лишённых мудрости и благородства – людей гнилых изнутри. Тех, чей ум слишком ограничен или слишком извращён. И главное – непричастных к Правде. Тех, в ком нет братства, нет памяти, нет внутреннего огня. Светлого огня, подобного Благодатному Огню, сходящему на святую Пасху. Люди, лишённые этого, но, тем не менее, подсознательно чувствующие свою обделённость, легко принимают за него другой огонь – злой, обжигающий. Огонь, что как беспощадный джин вырывается из бутылки с зажигательной смесью, выжигая беспощадным пламенем погрома всё лучшее и человеческое, оставляя звериное. Этот огонь не согревает душу – он погружает её в пламя Ада уже на Земле. Познавшие чёрную, злодейскую ненависть, почувствовавшие вкус крови, легко утрачивают последние крупицы совести, гуманизма, милосердия и сострадания. Их руки сжимаются в кулаки. Их разум требует насилия и крови. И вот они готовы радоваться и веселиться человеческой смерти, злорадно смеясь над трагедиями людей. Они готовы стрелять в детей.

Значит, война с фашизмом ещё не закончилась?

Она идёт в головах и сердцах. Война между нашей Памятью и Совестью с одной стороны – и с античеловечекой идеей с другой. Человека непросто привлечь на сторону зла напрямую. Но это можно сделать в несколько этапов, постепенно размывая его понятия о добре и зле, о чести и бесчестии, оправдывая и героизируя предательство, культивируя ненависть и гордыню. Из людей формируют потребителей, измеряющих счастье и достоинство жизни толщиной бумажника и ценой мобильного телефона. И вот уже они не стоят твёрдо, ибо из-под них выбили почву – выбили Память, выбили Совесть. И что от него остаётся? Примитивные, предельно приземлённые, мещанские представления о мире. Он готов. Он голый. В него можно вложить всё, что угодно, самые ужасные идеи. И он примет фашизм. Примет потому, что в нём уже не будет внутренней борьбы – бороться с фашизмом будет нечему.

Пока люди помнят, что есть Правда, пока они гордятся Победой и передают эту гордость друг другу и своим детям – они живым заслоном стоят на пути зла, не давая ему совращать людей. Пока внуки знают, за что сражались их деды и прадеды – тьма не поглотит свет.

Наша сила – в братстве. Наша сила – в единстве. Когда в 1941 году враг перешёл наши границы – все встали как один. Мужчины, женщины, дети, престарелые. Все народы. Атеисты и верующие. И только вместе, в едином порыве, и можно было одолеть этого врага, поставившего на колени всю Европу. Цена была огромна, многие миллионы навсегда покинули наш мир. Но они ушли не бесцельно, а с пониманием – они сделали что могли, отдав все силы на искоренение зла. И никто не был перед его лицом один.

Присоединятся ли следующие поколения к этому братству? Это зависит только от нас, людей, россиян. От каждого. Только впустив и приняв ощущение этого братства в своё сердце, передав его всем, кому только можешь, можно сохранить этот мир для нас – для людей. Настанет момент, и эта глава истории будет дописана, а за ней начнётся другая глава – глава мира. Историю пишем мы сами.

Товарищи! Братья и сёстры! Поздравляю вас всех с праздником Великой Победы!

Желаю Мира!

(журналюгам, как всегда, не было до этих моих мыслей никакого дела)